Социальный контракт: как получить деньги на открытие бизнеса для открытия мастерской
В любом регионе России малообеспеченные граждане и безработные могут заключить социальный контракт и получить финансовую поддержку. В отличие от пособия, этот вид господдержки помогает человеку выйти из кризисной ситуации и поднять уровень дохода.
Социальный контракт — это соглашение между органом соцзащиты и гражданином. В рамках контракта учреждение разрабатывает персональную «дорожную карту» действий для гражданина, обратившегося за помощью, а гражданин обязуется выполнить мероприятия, прописанные в соглашении. Это может быть открытие бизнеса, трудоустройство, переобучение и др. (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2394).
Согласно Постановлению Правительства от 29.06.2022 № 1160, максимальная выплата для ИП составляет 350 000 руб., а для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, — 200 000 руб.
Цель социального контракта — помочь человеку перейти на самообеспечение. Поэтому выплаты по контракту используются только по назначению. Получив 350 000 руб. на открытие бизнеса, вы обязуетесь зарегистрироваться в качестве ИП или самозанятого и потратить выделенные средства на какую-то определенную цель:
- приобретение оборудования;
- создание и оснащение дополнительных рабочих мест;
- покупка расходных материалов;
- аренда (не более 15% общей суммы выплаты).
Документы для заключения социального контракта
Конкретный список документов лучше уточнять в органе соцзащиты населения по месту жительства. Обычно с заявителя требуют:
- Заявление на получение услуги.
- Комплект документов (ниже), а также коммерческое предложение на закупку инструментов и оборудования.
- Бизнес-план (индивидуальный план выхода на самообеспечение). Как показывает практика, бизнес-план требуют не везде.
Принцип такой: вы заполняете заявление, в котором указываются сведения о семье, и подкрепляете написанное документами.
В заявлении нужно указать сведения о составе семьи, размере доходов каждого члена семьи, имуществе семьи на правах собственности, получении государственной социальной помощи в виде предоставления соцуслуг.
Информация, указанная в заявлении, подтверждается комплектом документов, он включает:
- паспорт;
- свидетельство о браке;
- свидетельство о рождении детей;
- выписка из домовой книги;
- ИНН работающих членов семьи;
- справки о доходах;
Как составить бизнес-план для социального контракта (может вам не понадобится, уточните в местных органах соцзащиты).
Бизнес-план – это документ, который раскрывает перспективу бизнеса. В него входит резюме предпринимателя, описание товаров или услуги, анализ конкурентов и расчеты, которые подтверждают, что бизнес будет приносить стабильный доход. Бизнес-план также дополняют фотографиями, графиками, таблицами. Документ должен соответствовать международным стандартам.
На сайте Центра развития предпринимательства МО есть раздел с примерами бизнес-планов для малого бизнеса по категориям.
В подготовке бизнес-плана также могут помочь центры «Мой бизнес», которые есть в каждом регионе. Адрес ближайшего центра вы можете посмотреть на карте.
В России принято применять стандарты бизнес-планирования UNIDO. Далее мы подробно расскажем, что должно быть в каждом разделе плана.
1. Титульный лист – первый лист бизнес-плана. На нем следует указать название проекта, полное имя и контакты: телефон и адрес заявителя. Обложку можно дополнить фотографией – референсом проекта.
2. Резюме позволяет кратко донести важную информацию о проекте. В нем нужно обозначить сферу бизнеса, цели проекта, сроки его реализации.
3. Информация об инициаторе проекта содержит:
- наименование ИП или имя самозанятого;
- ИНН;
- юридический адрес (при наличии);
- фактический адрес;
- телефон;
- адрес электронной почты;
- код ОКВЭД – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Его можно посмотреть на сайте Центра регистрации и сопровождения бизнеса.
4. Описание компании раскрывает информацию об отрасли, потенциальных потребителях, каналах продаж, персонале.
5. Описание услуг или товаров – рассказ про каждую услугу и товар. Для наглядности описания можно дополнить фотографиями.
6. Маркетинговый план характеризует рынок, указывает на его сегмент, а также содержит анализ конкурентов и потенциальных покупателей.
7. План производства включает перечисление необходимого оборудования, описание технологии производства, расчет себестоимости продукции. Не лишним будет создать план закупки с альтернативными вариантами.
8. Организационный план отображает сроки реализации проекта, структуру сотрудников компании, информацию о квалификации и количестве будущих работников. Также в раздел включают месячную зарплату – ФОТ с учетом процента налогов.
9. Финансовый план содержит прогноз по выручке. Необходимо обосновать потребность в финансировании, привести смету расходов, рассчитать предполагаемую прибыль, спрогнозировать возможные убытки.
10. Оценка эффективности проекта включает его рентабельность, срок окупаемости, чистый доход. Рентабельность показывает, насколько эффективно используется оборудование, сырье, кадры, деньги и другие активы. Для расчета рентабельности есть коэффициент и формулы. Вид формулы зависит от сферы бизнеса. Рентабельность позволяет как спрогнозировать прибыль, так и сравнить будущую компанию с конкурентами.
11. Гарантии и риски – раздел, в котором прописаны форс-мажорные ситуации. В нем также должна быть информация, как компания будет возвращать средства в случае непредвиденных обстоятельств.
12. Приложения содержат большие таблицы с фотографиями, диаграммы, схемы. Все это лучше не включать в текст, а вынести в специальный раздел.
Где можно потратить деньги по соцконтракту
Субсидию лучше расходовать в проверенных магазинах, так как для отчета перед государством понадобятся чеки.
В регионах России по-разному ведется отчетность. Органы соцзащиты могут просить приносить чеки лично, присылать фотографии чеков на почту или загружать их в специальную форму.
В нашем магазине при оплате заказа вы получаете электронный чек и с заказом получаете документ: счет-фактура с указанием всех товарных позиций, печатью и подписью, которые можно предъявить для отчетности по вашему соцконтракту.
Если сумма была потрачена не полностью, остаток средств нужно будет вернуть. Для этого в соцзащите пишут заявление на возврат излишне выплаченных средств.
Чтобы запросить коммерческое предложение для получения соцконтракта, выберите все необходимые товары, положите их в корзину и перейдите к оформлению заказа.
- Заполните поля ФИО, телефон, email.
- Выберите способ доставки вашего будущего заказа.
- Выберите способ оплаты "Оплата с расчётного счёта организации или запрос коммерческого предложения (укажите ваш запрос в поле "Комментарий" к заказу ниже)..."
Далее мы пришлем вам на email коммерческое предложение на инструменты и оборудование, которые вы включите в ваш запрос на получение соцконтракта.
Почему могут отказать в заключении социального контракта
- Среднедушевой доход выше регионального прожиточного минимума.
- Есть имущество, автомобили.
- Трудоспособные члены семьи не работают и не стоят на учете в Центре занятости.
- Предоставлен неполный пакет документов.
- Документы оформлены неграмотно, с ошибками.
- Отсутствие справки, что соцконтракт не был заключен в регионе прописки.
- Предоставлена ложная информация.
- В бюджете региона недостаточно средств.
- Ранее уже был заключен социальный контракт. На соцконтракт для малоимущих можно подать только один раз.
Обратите внимание, что органы социальной защиты должны оформить отказ в письменном виде и передать его заявителю.
Что делать, если отказали в заключении соцконтракта
1. Изучите причины отказа.
2. Устраните причины и подайте документы заново.
3. Если вы считаете, что отказ недостаточно обоснован, обратитесь в региональное Министерство соцзащиты или в суд.
Что будет, если не выполнить условия соцконтракта
Главные нарушения, из-за которых государство имеет право расторгнуть социальный контракт с человеком, перечисляем ниже.
- Деньги расходуются не на те цели, которые были запланированы.
- Человек не предоставляет чеки, которые подтверждают расход денег.
- Человек не предоставляет отчет о доходах.
- Переезд в другой регион.
- Закрытие бизнеса.
Если гражданин не может выполнить условия соцконтракта по уважительным причинам – из-за природного катаклизма, смерти близкого человека, необходимо написать заявление с просьбой внести изменения в план адаптации и отнести его в соцзащиту. Если соцзащита не удовлетворит просьбу, можно обратиться в суд.
Госслужащие иногда совершают проверки, чтобы подтвердить, что бизнес-план воплощается в жизнь так, как это было запланировано.
Если соцзащита приняла решение расторгнуть контракт, субсидию придется вернуть из-за невыполнения условий договора.
Заявитель тоже может расторгнуть договор; деньги также придется вернуть. Их нужно будет направить в региональный и федеральный бюджет. Для этого нужно отнести письменный отказ от реализации социального контракта в ближайший орган соцзащиты.
Как получить субсидию по социальному контракту: примеры реального опыта
Марина Талызина поделилась, как получила субсидию соцконтракта на открытие Центра поддержки материнства «М.А.М.А».
Марина рассказала, что сначала обратилась в соцзащиту по месту жительства. Там ей дали информативный буклет и рассказали, что нужно делать дальше.
«1-й шаг – написание бизнес-плана. Я обратилась в Центр поддержки предпринимательства. Там мне дали пример бизнес-плана, который я отредактировала под себя. После написания я отправила его на редактирование в Центр. Мне дали корректировки, я все исправила и приехала на подписание бизнес-плана.
2-й шаг – сбор документов и их подача. Документов очень много пришлось собрать. В соцзащите все проверяют, вносят данные в базу, дают на подписание несколько заявлений.
3-й шаг – рассмотрение заявления. Комиссия проверяет сведения о доходах и об имуществе, рассматривает бизнес-план, приходит домой посмотреть на уровень жизни.
4-й шаг – защита проекта. В главном Министерстве социальной защиты населения я представляла свой проект перед комиссией из 12 человек. Задавали очень много вопросов. После этого выносят решение, одобрен проект или нет. Мой проект одобрили.
5-й шаг – подписание соцконтракта. После одобрения я пошла в соцзащиту по месту жительства и подписала договор о том, что я заключаю с государством соцконтракт и согласна на все прописанные условия.
6-й шаг – поступление денег. В следующем месяце на карту мне перевели деньги.
7-й шаг – открытие своего дела. Мне нужно будет зарегистрироваться, как индивидуальный предприниматель и выполнить все, что я прописала в бизнес-плане, а затем отчитаться чеками».
Срок действия социального контракта составляет от 3 до 12 месяцев в зависимости от цели его заключения.
Рекомендуем изучить список источников ниже. Эти материалы помогут понять, что такое соцконтракт от соцзащиты и грамотно заключить соцконтракт с государством.
Источники
1. Портал Госуслуги. Дополнительные меры господдержки
2. Фракция «Единая Россия» в Государственной думе
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2022 № 410
4. Центр развития предпринимательства Московской области: бизнес-планы для малого бизнеса
5. Центр регистрации и сопровождения бизнеса: коды ОКВЭД
6. Федеральная служба государственной статистики
Хиты продаж